Требования к водителю при приеме на работу, обязательна ли стажировка

Для обеспечения профессионализма персонала большинство транспортных компаний при приеме на работу устраивают водителю стажировку. Представленное мероприятие является обязательным для соискателей на должность, а по результатам его прохождения выносится окончательное решение нанимателя о возможности последующего трудоустройства гражданина. Стажировка должна научить водителя предпринимать правильные действия в реальных условиях, сводить к минимуму вероятность ДТП и случаи травматизма. На законодательном уровне устанавливаются строго определенные требования к проведению данного мероприятия, которые полезно знать каждому водителю.

Когда проводится стажировка?

Стажировка неизменно проводится при приеме водителя на работу или после окончания его профильного обучения. Главное целью такого испытания считается развитие, закрепление и совершенствование профессиональных навыков, благодаря которым будет достигнуто безопасное управление транспортным средством на маршруте. Кроме того, обязательная стажировка водителей предусмотрена в следующих случаях:

  • при смене места работы (предприятия);
  • при перерыве в специальности, превышающем 12 месяцев;
  • при использовании нового вида транспорта (для водителей автобусов, грузовиков и др.).

Требования ТК РФ также предполагают стажировку при усложнении рабочих условий или изменении маршрута. К примеру, ранее водителю приходилось осуществлять движение только по городу, однако в связи с производственной необходимостью его перевели на маршрут в горном массиве. Дорожное полотно в такой местности крайне узкое и извилистое, поэтому для привития определенных навыков сотруднику устраивается стажировка. Особенно актуально это мероприятие для водителей пассажирских автобусов, поскольку от их профессионализма зависят жизни и здоровье пассажиров.

Основные правила проведения стажировки

Как любой другой обучающий процесс, стажировка имеет свои требования и установленный порядок проведения. Ключевыми правилами рассматриваемого мероприятия стали:

  • назначение обучающего лица из числа наиболее опытных сотрудников организации;
  • закрепление стажера за одним наставником на протяжении всего времени обучения;
  • по окончании стажировки предусмотрен прием вождения ответственным лицом.

Стажировка должна осуществляться на той марке автобусов (грузовиков), которые впоследствии будут использоваться на маршруте. У водителя-наставника стаж работы обязан составить не менее 5 лет на требуемой категории транспортных средств и не менее 3 лет на шасси большегрузных автомобилей. К тому же, за упомянутый период они не должны по своей вине совершить ДПТ или грубо нарушить правила дорожного движения. О назначении лиц, ответственных за проведение стажировки, издается соответствующий приказ предприятия, в котором подробно освещены цели и задачи мероприятия, а также его участники.

Основные этапы стажировки

Стажировка для водителей автобусов, как и других транспортных средств, проводится в несколько последовательных этапов. Чаще всего список основных стадий описываемого мероприятия включает:
контроль теоретической части;

  • вождение в парковой зоне или на специальной площадке;
  • езда по городу (или на будущем маршруте) с водителем-наставником;
  • контрольная поездка с грузом и пассажирами под присмотром ответственных лиц;
  • оформление документов с зафиксированными в них результатами проверки стажера.

Проверка знаний ПДД при приеме на работу осуществляется с помощью экзамена, на котором соискатель решает билеты. Требования данного испытания предусматривают правильные ответы на 20 предложенных вопросов, причем неправильных ответов должно быть не более 20% от общего количество (то есть не более 2). Для лиц, не прошедших этот этап, дальнейшая стажировка с использованием транспортного средства запрещена. Допускается сдача не более трех экзаменов, а после успешного прохождения теоретического испытания водителю выдается специальный лист, где отображены результаты проверки знаний ПДД.

За время поездок в парковой зоне или на специальных площадках (автодромах) водителю автобусов, грузовиков и других транспортных средств необходимо научиться трогаться как на горизонтальной поверхности, так и на подъеме, производить торможение, полную остановку машины при различных скоростных режимах, ехать в требуемом направлении, а также разворачиваться без создания помех другим участникам дорожного движения. Стажер обязан научиться осуществлять прием транспортного средства после предыдущей смены, выполняя его детальный осмотр и своевременно устраняя обнаруженные поломки (дефекты). Дополнительно водителю автобусов или другого пассажирского транспорта следует ознакомиться с планом эвакуации людей при возникновении аварийной ситуации или пожаре в салоне.

Выезд на линию – ключевой этап стажировки

После овладения базовыми навыками вождения стажеру предстоит совершить несколько запланированных поездок по маршруту в сопровождении инструктора. Этот обучающий этап крайне важен, поскольку помогает водителю приобрести уверенность в своих силах и научиться маневрировать в условиях будущей профессиональной деятельности. Список главных действий, которыми должен овладеть стажер, включает:

  • правильное размещение транспортного средства на проезжей части;
  • безопасное прохождение поворотов или изменение направления движения;
  • использование технического оснащения авто (зеркал заднего вида, оптики и др.);
  • соблюдение дистанции и безопасного обгона других участников дорожного движения.

Помимо перечисленных умений, водителю автобусов и других видов транспорта нужно уметь надежно закреплять груз, а также обозначать его в соответствии с правилами дорожного движения, если габариты перевозимого элемента превышают разрешенные размеры. Нередко при приеме на работу наниматель интересуется, разбирается ли потенциальный сотрудник в товарно-транспортных или путевых листах, может ли их правильно оформить при необходимости. Особенности заполнения таких документов должны подробно изучаться во время стажировки, поэтому знать, как заполнять накладные на груз (прочие бумаги) соискателю совершенно не обязательно.

Отдельно отрабатываются стажером движение в местах интенсивного скопления пешеходов, разъезд машин на ограниченном участке пространства, выбор оптимального скоростного режима при различных погодных условиях. Инструктор обязан научить водителя предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях, например, при ослеплении фарами встречного автомобиля в ночное время суток. К концу этой стадии обучения стажер должен самостоятельно управлять требуемым транспортным средством без вмешательства в процесс вождения инструктора, что гарантирует успешную сдачу контрольного заезда.

Завершающий этап стажировки

Следующим этапом при приеме на работу станет контрольный заезд, по результатам которого уполномоченные лица примут решение о допуске соискателя к профессиональной деятельности. Такая поездка выполняется либо с грузом (иногда без него), либо с пассажирами, исходя из специфики будущей работы.

При прохождении данного испытания проверяются следующие способности стажера:

  • следование ППД;
  • владение приемами безаварийного вождения;
  • соблюдение правил технической эксплуатации машин;
  • наличие/отсутствие задержек в графике движения транспортного средства.

После прохождения контрольного заезда заполняется специальный лист, где отражены все замечания ответственных лиц, выявленные при проверке. Обязательно в таком документе должны быть поставлены подписи водителя-наставника и стажера, что свидетельствует об их полном согласии с результатами испытания. Данная бумага передается кадровой службе, которая выносит определенный вердикт о приеме соискателя на должность. Подпись директора предприятия или руководителя транспортной службы окончательно подтверждает прием нового водителя в штат.

Если стажер не сдал контрольный заезд, то в документе выносится неудовлетворительная оценка, а сама бумага направляется ответственному за прием на работу лицу. Далее начальник транспортного отделения принимает решение о целесообразности продолжения стажировки, либо исключения соискателя из потенциальных кандидатов на должность. Сроки стажировки определяются в индивидуальном порядке, исходя из выявленных у сдававшего контрольный заезд лица недочетов, а также замечаний инструктора.

Таким образом, при приеме на работу или в других случаях, предусмотренных отечественным законодательством, водителю предстоит пройти стажировку. Это ответственное мероприятие призвано адаптировать обучаемого к новым условиям вождения и непосредственно влияет на последующее трудоустройство гражданина.

Оставить свой комментарий

Поиск
Вверх
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки